Старообрядчество

Старообрядчество – это социально-религиозное течение, в рамках русской православной церкви. Возникновение и формирование этого движения относится к 50-м – 60-м годам XVII века и связано с проводимой тогда церковной реформой.

Идейным вдохновителем реформирования православной церкви выступил патриарх Никон, который при поддержке царя Алексея Михайловича решил провести унификацию церковных обрядов. Дело в том, что к середине XVII века внутри церковной организации русской православной церкви появились существенные различия в отправлении обрядов, а также в написании церковных книг.

В первую очередь, это касалось киевской митрополии. Кроме всего, причины проведения церковной реформы имели и светские корни, т.к. самодержавная власть в лице царя Алексея Михайловича рассчитывала использовать церковный козырь в борьбе за украинские и белорусские земли.

Так или иначе, но с 1653 года Никон начал реформирование русской православной церкви. Основные изменения коснулись обрядности и написания книг.

В частности, вводилось троеперстие, вместо утвержденного Стоглавым Собором 1551 года двоеперстия, имя Бога-Сына предписывалось писать «Иисус», вместо традиционного написания «Исус», а также крестный ход начал осуществляться против движения солнца, поясной поклон заменялся земным, вместо семиконечного вводился четырехконечный крест и многое другое.

Реформа вызвала негативное отношение в самых различных слоях общества. Противники «новой веры» стали называться старообрядцами. Учитывая поддержку светской власти, Никон активно стал преследовать противников реформы, которые были вынуждены бежать в малозаселенные места России, а также за границу. К концу XVII века центр старообрядчества перемещается в г. Ветку (современная Гомельская область, Беларусь), в то время находившийся на территории Речи Посполитой.

К этому времени здесь уже был провозглашен принцип свободы вероисповедания. По мере ослабления Речи Посполитой, происходило и ослабление старообрядческой Ветки, и, вскоре, появилось несколько новых духовных центров «ревнителей старой веры».

Вплоть до начала прошлого века, старообрядцы не признавались Русской Православной церковью, которая именовала их «раскольниками». Ситуация изменилась после Поместного Собора 1971 года, когда Русская Православная церковь фактически признала старообрядчество, точнее отвергла различия между ним и православием.

Однако до сих пор приверженцы «старой веры» считают приверженцев официального православия еретиками и избегают посещения православных храмов и церквей. Кроме всего, даже в наши дни можно встретить обособленные старообрядческие общины, которые живут в изоляции от остального мира.