Буддизм и брахманизм

Основателем буддийской религии традиционно считается Сиддхартха Гаутама или Будда, что в переводе означает "Пробужденный".

Сиддхартха Гаутама (Будда) родился в Индии и поэтому его учение содержит много традиционных индийских (ведийских) представлений. Он их воспринял, но интерпретировал по своему. Главными идеями брахманистской религии перешедшими в буддизм стали представления о карме, сансаре и мокше. Карма - это вера в то, что все хорошие и плохие поступки будут иметь соответствующие последствия для того, кто их совершил в следующей жизни. Также рождение определяется кармой. Карма - это как условие того, что человек всегда получает по заслугам. Если в брахманизме поощрения и наказания в соответствии с кармическими накоплениями, распределяют боги, то в буддизме карма - безличностный, универсальный закон существования. Действие кармического закона, согласно буддизму, безначально и бесконечно.

Следующим важным понятием является сансара. Сансара в переводе с санскрита означает мирская жизнь, странствование. Сансара это вечный круговорот жизней и смертей. В буддизме сансара, также как и карма вечна, то есть безначальна и бесконечна. Все существа обречены на вечное скитание по различным формам существования. Необходимо сказать о возможных формах существования. Это человек, животные, растения и минералы, боги, обитатели ада, то есть духи-прета.

Все формы существования, даже, божественная, предполагают страдание, так как страдание укоренено в самом бытии. Любого существования нет без страдания, страдают все существа. Причиной страданий являются желания. Любое существо всегда находится в состоянии неудовлетворенности. Достижение одного желания порождает другое и так до бесконечности. Жизни могут повторятся, и тогда кто то переживает одно и то же, даже часто не подозревая об этом. Таким образом, все это не может вызывать оптимистического желания жить вечно. Единственным спасением становится путь ведущий к освобождению от круга сансары. Это освобождение понимается в буддизме как нирвана, что переводится как затухание. Нирвана обозначает отсутствие любых желаний. Что испытывает человек в состоянии нирваны принципиально неописуемо, об этом можно узнать лишь достигнув ее.

Наилучшей формой существования является человеческая, так как именно в этом состоянии имеется шанс достигнуть нирваны. Божественная форма слишком приятна и в этом ее опасность, но она также не бесконечна и рано или поздно наступает ее завершение. Формы животных, растений, минералов, духов слишком тягостны и в обилии наделены горестями и также не разумны. Поэтому рожденный в человеческом обличье просто обязан использовать свой шанс для спасения.