Сикхизм складывается в Индии средневековья с конца XV – начала XVI в. в рамках индуизма. В тот период сикхизм объединял городские торгово-ремесленные слои. Сикхизм вобрал в себя не только индуистские черты, но и мусульманские, так как развивался в районе Пенджаба, сильно подверженного влиянию ислама.
Основатель сикхизма – гуру Нанак (1469 – 1538 гг.). Сикхи считают, что Нанак воплотился еще в девяти последующих гуру, последним из которых был гуру Говинд (1675-1708 гг.).
Главное отличие учения сикхов от индуизма – это вера в Единого Бога (монотеизм), что было ими заимствовано из ислама. Бог сикхов не имеет определенного имени, так как он не может быть назван. Это некий Абсолют, лишенный качеств и атрибутов. Бог желая, чтобы человек познал его, превращается в сагуна. Сагун открывается человеку, который обращается к Богу в медитативном состоянии, в исполнении молитвенных гимнов. Для общения с Богом не требуется посредников, каждый лично общается с Ним. Хотя существует практика совместного богослужения (сангат), когда сикхи собираются для слушания проповеди гуру и совместного исполнения молитвенных гимнов. Сагун соединяет в себе качества трех основных индуистских божеств – Брахмы (качество созидания), Вишну (качество хранителя), Шивы (качество разрушения). О Боге сикхов, несмотря на эти попытки его определить, в действительности ничего нельзя сказать, кроме того, что он существует и являет собой Абсолют.
Постижение Бога совершается через любовь к нему, веру в него размышления о нем, что впрочем не требует ухода из мирской жизни, скорее напротив. Главный долг сикха как человека общественного – это долг добропорядочного домохозяина, что также говорит о влиянии ислама. Но окончательная цель сикхов, также как и в индуизме, буддизме и джайнизме – это освобождение от цепи перерождений.
В отличие от индуизма сикхи объявляют о равенстве всех людей перед Богом.