Конфуцианство

Конфуцианство изначально сформировалось как этическое и философское учение Древнего Китая. Именно таким оно разрабатывалось его создателем Конфуцием. Конфуций жил в VI-V вв. до н.э. в Древнем Китае. Его учение в дальнейшем получило распространение в Японии, Кореи и других странах Юго-Восточной Азии.

Конфуций считал себя человеком, восстанавливающим древние и мудрые традиции, которые помогут сохранить и приумножить могущество Поднебесной (Китай). Он жил в эпоху перемен, когда в Поднебесной постоянно шла борьба между отдельными царствами. Поэтому Конфуций создал учение, главной целью которого является гармонизация общества и космоса, человека и общества, человека и космоса. Для того, чтобы проводить подобные идеи в жизнь, Конфуций разработал идеал «совершенного человека/мужа» (цзюнь-цзы). Цзюнь-цзы, или благородный муж является примером совершенно нравственного человека, который поставил честь, долг и достоинство выше личной выгоды. Именно цзюнь-цзы будут способствовать совершенствованию Поднебесной и ее жителей.

Самыми важными моментами в достижении целей учений являлись пять «постоянств»: ли (ритуал), жэнь (гуманность), и (долг-справедливость), знание и доверие.

В начале нашей эры к конфуцианству примешиваются идеи легистов о законе, некогда совершенно несовместимых с конфуцианством. Институт закона присоединяется к ритуалу как к средству управления обществом. Ритуал отныне распространяется на верхушку обществу, а закон и наказание на простой народ.

В дальнейшем Дун Чжуншу превратил конфуцианство в государственную идеологию. После распространения буддизма в Китае(IV-Vвв.) происходят изменения и в конфуцианство вливаются новые элементы буддизма и также местного религиозно-философского учения – даосизма. Происходит канонизация конфуцианских текстов, чему способствует в XII веке Чжу Си. Он разрабатывается религиозные элементы конфуцианства, отчего обновленное учение получило название неоконфуцианства. Конфуций обожествлен, а государство становится верховным религиозным институтом и завершенный вид приобретает система официальных культов. В каждом городе еще с VI века возводятся храмы Конфуция, а император является верховным жрецом.

Существование конфуцианства как официальной идеологии было прекращено в XX веке, в годы культурной революции.