Манихейство

Пророк Мани



Манихейство – это религиозно-философское учение, которое зародилось в III веке н.э. на Ближнем Востоке. Основу этого учения составляют идеи синкретизма, а также представления о дуалистической природе бытия (добро и зло, свет и тьма). Манихейство впитало в себя основные доктрины таких религий, как христианство, буддизм и прочих древних религий Востока.

Основателем манихейства выходец из древнего рода персидских князей Сураик, который впоследствии принял имя Мани. Сураик получил прекрасное для своего времени образование и в юном возрасте, по велению ангела, оставил родной дом и занялся миссионерской деятельностью.

Однако, как это часто бывало с самоназванными пророками того времени, он и его ученики постоянно подвергались гонениям. После того, как Мани вступил в религиозную дискуссию с великим мобедом Персии Кирдэром, его казнили, причем весьма жестоко. Как рассказывает древняя легенда, Мани был обезглавлен, а из его кожи было сделано чучело.

Причина казни была довольно банальна: Мани отказался доказывать правильность своих постулатов путем совершение чудес, в частности, глотания расплавленного свинца.

Между тем, многие религиоведы считают, что первые идеи манихейства появились до рождения Мани. Разработчиком первых религиозных положений они называют персидского купца Скиорианка, который стал автором основных положений, заключенных в рукописные «Тайны», «Главы», «Евангелия» и «Сокровища».

Одним из учеников Скиорианка и стал Мани, который не только расширил фундаментальную базу новой религии, но и привлек огромное количество приверженцев.

Кроме того, именно Мани оставил после себя большое число религиозных трактатов и литературных трудов, таких, как «Сабуркан», «Книга тайн», «Книга гигантов» и «Евангелие» и др.. которые дошли до наших дней только в виде отдельных фрагментов, осложняя тем самым процесс систематизации учения Мани.

Зороастрийский пантеон